Поляризационный фильтр (или кратко PL-фильтр) может усиливать яркие цвета и контрастность, управляя отражением света. Этот тип фильтра может подавлять нежелательные отражения света на поверхности воды, стеклянных поверхностях, листве, зданиях и т.д., тем самым делая голубое небо более насыщенным и подчёркивая исходный цвет объектов съёмки. Это незаменимый фильтр для пейзажной съёмки круглый год.
Наверняка каждый фотограф сталкивался с разочарованием, когда сделанные фотографии пейзажей были не такими яркими и впечатляющими, какими их видел глаз. Специально для таких ситуаций создан PL-фильтр. С его помощью фотограф может управлять любым отражённым светом, поворачивая его циркулярную оправу. Он также позволяет сделать море более чётким, подавляя нежелательные блики от поверхности воды, или делая синеву неба более глубокой и яркой, увеличивая контраст.
Поляризационный фильтр состоит из двух стёкол с поляризационной плёнкой, зажатой между ними. Структура плёнки представлена в виде решётки из тонких параллельных щелей, невидимых невооружённым глазом, которые пропускают (поглощают) свет в определённом направлении. Обычно свет расходится хаотично, но, пройдя через PL-фильтр, он "поляризуется" в одном направлении (Рис.1).
Большая часть света, отражённого от поверхности объекта (вода или стекло), поляризуется в одном направлении (Рис.2).
Оправу фильтра можно вращать, чтобы изменять угол наклона поляризационной решётки на плёнке, тем самым управляя отражениями света в соответствии с сюжетными потребностями и условиями съёмки.
Большинство PL-фильтров имеют на рамке метку в виде треугольника ▲: при перемещении этой метки вверх направление щелей решётки на плёнке стремится к горизонтальному положению. Когда метка доходит до самого верха, поляризационный эффект становится максимальным, однако он может изменяться в зависимости от направления отражённого света. Поэтому на практике фотограф управляет степенью эффекта, вращая оправу и наблюдая за изменениями в видоискатель или на экране камеры.
Большинство PL-фильтров, представленных в настоящее время на рынке, являются циркулярными (в основном используются аббревиатуры C-PL или CIR-PL). В прошлом PL-фильтры были линейными. По мере появления на рынке камер с полузеркалами, которые обладают теми же свойствами, что и поляризационная плёнка, помехи между полузеркалом камеры и поляризационной плёнкой PL-фильтра приводили к ошибкам в измерении освещённости и расстояния, поэтому была создана усовершенствованная циркулярная версия фильтра.
CIR-PL-фильтр имеет дополнительную "фазово-контрастную пластину" (Рис.3). Когда через неё проходит свет, он превращается во вращающийся по кругу свет, который аналогичен обычному хаотичному свету, расходящемуся во всех направлениях (Рис.4). Таким образом, он позволяет избежать помех в работе камеры. Поэтому большинство поляризационных фильтров, представленных в настоящее время на рынке, являются циркулярными.
Одним из наиболее распространённых эффектов PL-фильтров является "управление отражениями". Для сравнения рассмотрим приведённые ниже примеры с бликами от воды. Без фильтра блики на воде приводят к сильной засветке. При использовании PL-фильтра отражения подавляются, и цвет моря передаётся более ярко. Но применение фильтра не ограничивается только подавлением засветки от бликов на воде. Подобным образом фильтр ведёт себя со стеклом, листьями, камнями, зданиями, землёй и т.д. Однако фильтр не имеет эффекта при отражениях от металлических поверхностей, например, от зеркал.
PL-фильтр удаляет отражения от поверхности воды. Это позволяет получать чёткие изображения водоёмов или потоков воды с эффектом прозрачности.
PL-фильтры подавляют отражения от стёкол, например, от витрин, делая их прозрачными.
* Невозможно удалить отражения при съёмке, стоя непосредственно перед стеклом или поверхностью воды. Для эффективной съёмки см. раздел "Как использовать PL-фильтры".
Подавляя блеск от поверхности растений, фильтр передаёт истинные и яркие цвета осенних листьев и свежей зелени.
PL-фильтры также важны в предметной съёмке (продукты, товары), т.к. уменьшают нежелательные отражения и улучшают цвет и текстуру изображения.
Ещё один типичный эффект поляризационных фильтров заключается в том, чтобы сделать синеву неба более глубокой и яркой. Когда солнечные лучи попадают на взвешенные частицы в атмосфере, происходит рассеивание света. Сдерживая эффект рассеяния с помощью PL-фильтра, голубизна неба кажется более глубокой, создавая тем самым более высокий контраст изображения.
Благодаря усилению контраста неба на фоне лучше выделяются светло-розовые оттенки цветочных лепестков.
За счёт увеличения голубизны неба и подавления отражений света от листьев деревьев повышается общий контраст изображения.
Повышается яркость и контраст голубого неба и осенней листвы.
Оправа фильтра с нанесённым на ней названием называется "передней", в то время как оправа с зубцами жёсткости и резьбой называется "задней". Для крепления PL-фильтра следует заднюю часть оправы совместить с резьбой на объективе и наворачивать по часовой стрелке.
Снимают фильтр, откручивая против часовой стрелки с хватом за заднюю часть оправы.
Переднюю оправу PL-фильтра вращают, чтобы управлять эффектом. При этом хват должен быть лёгким, чтобы случайно не открутить фильтр.
Для максимальной эффективности при использовании PL-фильтра, придерживайтесь правил, приведённых ниже.
Удаление отражений от поверхности воды или листьев. Наиболее эффективный способ - снимать с фильтром, расположенным под углом 30-40° к уровню земли. Поляризационный эффект не возникает при съёмке с фронтальной позиции или на фоне зеркал и металлических поверхностей.
* Эффект может быть неполным в случае очень сильного отражения света.
Чтобы усилить контраст голубого неба важнейшее значение имеет положение Солнца. Лучшее положение - это когда светило находится сбоку или над головой фотографа под углом 90°.
* Эффект сводится к минимуму при съёмке в пасмурную погоду или при контровом свете.
Вы можете добиться эффекта при съёмке объекта вблизи горизонта днём, когда солнце находится в зените, или при съёмке объекта вблизи зенита утром и вечером, когда солнце находится близко к горизонту.
Перед съёмкой поднесите поляризационный фильтр к глазам и измените угол наклона фильтра, держа его в руке. Если отражения света на объекте съёмки меняются или небо над ним выглядит насыщеннее, значит, фильтр работает эффективно.
Также при таком тесте будьте внимательными, чтобы не перепутать переднюю и заднюю части фильтра.
* Изображение только для демонстрационных целей.
Максимальный эффект поляризационных фильтров не всегда может быть необходим. Например, в местах у воды, таких как водопады или горные реки, иногда необходимо оставить несколько отражений, чтобы лучше передать более яркие и живые ощущения. Кроме того, в случае, если голубизна неба становится слишком тёмной, возможно, имеет смысл уменьшить эффект поляризации.
Таким образом, фильтр позволяет фотографу управлять степенью эффекта.
При съёмке голубого неба с использованием PL-фильтра на сверхширокоугольных объективах на изображении может появиться заметный градиент между тёмным и светлым участками неба. Это называется "неравномерной поляризацией". Чтобы избежать этого, следует изменить положение угла съёмки или соответствующим образом ограничить PL-эффект. Также для выравнивания таких неравномерностей на изображении, в качестве дополнительных могут помочь квадратные фильтры (половинные нейтральные (ND) или синие фильтры).
Некоторые фильтры имеют маркировку, указывающую на их тонкую оправу. Если оправа фильтра слишком толстая, по углам изображения появляются затемнения, что особенно заметно при использовании на сверхширокоугольных объективах. Это называется "виньетированием". Фильтры с тонкой оправой как раз созданы для того, чтобы не допускать виньетирование. Для поляризационных фильтров, которые состоят из двух частей оправы, критерий толщины особенно важен.
PL-фильтры используются не только для устранения нежелательных отражений. Бывают ситуации, когда они, напротив, служат для увеличения отражений видимого света.
При повороте передней оправы на 90 ° из положения максимального эффекта, отражения на изображении могут стать даже сильнее, чем при съёмке без фильтра.
* Эффект не всегда максимальный, когда метка ▲ находится сверху.
PL-фильтры позволяют либо подавлять, либо увеличивать отражения света. Если в момент съёмки сложно определиться со степенью эффекта, можно сделать несколько снимков в разных положениях фильтра, а позже уже выбрать наиболее подходящий.
С помощью PL-фильтра фотограф может сделать цвета радуги более выраженными. Аналогичным образом он работает с радужными облаками и льдом.
Помните, что радуга подавляется вместе с отражениями и усиливается только при их усилении.
Для получения более впечатляющих результатов можно комбинировать фильтры разных типов. Например, при съёмке водной сцены, такой как водопад или ручей, поляризационный фильтр можно сочетать с нейтральным (ND), который снижает общий световой поток, что позволит увеличить выдержку и подчеркнуть динамику движения.
Более продвинутые фотографы используют квадратные половинные ND-фильтры, например, для выравнивания освещённости между небом и горизонтом.
Поляризационные фильтры необходимы в пейзажной фотографии, но они не являются универсальными. Бывают ситуации, когда создаваемый ими эффект может стать напротив нежелательным. Поэтому всегда нужно помнить в чём заключается их принцип работы и учиться применять это на практике.
HOYA предлагает несколько типов поляризационных фильтров. Все они имеют одинаковый эффект, но обладают различный набор дополнительных преимуществ, таких как водо- и жироотталкивающее покрытие и антибликовое покрытие, которые делают съёмку более комфортной. Ниже приведены некоторые из основных критериев, которые следует учитывать при выборе PL-фильтра.
Модели: HD nano Mk II CIR-PL | HD Mk II CIR-PL
Поляризационную плёнку, входящую в состав PL-фильтров, можно условно разделить на два типа: обычную и светлую. Обычная плёнка снижает экспозицию примерно на две ступени, в то время как светлая приводит к потере света, эквивалентного всего 1 ступени. Преимущества светлой плёнки в том, что в котором она используется, практически не влияет на экспозицию, что может быть важно в условиях с ограниченной освещённостью.
Модели: HD nano Mk II CIR-PL | HD Mk II CIR-PL | FUSION ANTISTATIC NEXT CIR-PL | FUSION ONE NEXT CIR-PL
Олеофобное покрытие препятствует удержанию воды и жира на поверхности фильтра. Это позволяет легко стирать грязь или даже отпечатки пальцев. Покрытие также существенно упрощает процесс съёмки в сложных погодных условиях. Если же загрязнение происходит, то чистка поверхности такого фильтра занимает существенно меньше времени.
* На изображении показан UV-фильтр с аналогичным покрытием.
Модели: HD nano Mk II CIR-PL | HD Mk II CIR-PL | FUSION ANTISTATIC NEXT CIR-PL, FUSION ONE NEXT CIR-PL
Блики и ореолы могут возникать, когда свет отражается от поверхности стекла фильтра. Антибликовое покрытие подавляет нежелательные отражения и обеспечивает более чёткое изображение. Чем ниже процент отражений, тем лучше качество покрытия. Среди PL-фильтров, представленных в настоящее время, у всех отражение составляет не более 0.3%, причём модель Celeste имеет наилучшие характеристики.
Модели: FUSION ANTISTATIC NEXT CIR-PL, FUSION ONE NEXT CIR-PL
Благодаря чернению грани стекла фильтра, подавляются переотражения света, блуждающего внутри стекла. Это также уменьшает появление паразитных бликов при съёмке в контровом свете.
Диаметр совместимого фильтра обычно пишется на передней или задней части объектива или с внутренней стороны крышки объектива. (например: 58mm, Φ58mm, Φ58). Эти цифры указывают на соответствующий размер фильтра для вашего объектива.
Повышающие кольца позволяют использовать фильтры большего диаметра на объективах меньшего размера. С помощью таких колец можно использовать один фильтр для нескольких объективов, избегая тем самым необходимость покупки нескольких фильтров. В таком случае необходимо приобрести один фильтр по диаметру вашего самого большого объектива.
Перед установкой PL-фильтра защитный фильтр рекомендуется снимать, т.к. это увеличивает риск виньетирования. Кроме того, любой дополнительный фильтр может увеличить количество бликов.
Поднесите PL-фильтр к глазам и начните поворачивать. Если при вращении отражения в поле будущего кадра будут исчезать или же цвет неба начнёт менять яркость, значит, эффект фильтра проявляется. Для фильтров C-PL важно подносить их к глазу правильной стороной (резьбой к себе).
См. также "Правило использования №1 и №2" в настоящей статье.
PL-фильтры почти не показывают эффект при облачном небе или при контровом свете. Однако, они все равно уменьшают поверхностные отражения таких объектов, как вода, листья и дороги.
При контровом свете PL-фильтр не может усиливать контраст голубого неба. В этом случае лучшим решением являются квадратные фильтры half ND или half blue. Нижняя половина таких фильтров прозрачная, поэтому затемняется только цвет неба.
Фоторедакторы в принципе позволяют усилить цвет голубого неба. Однако удалять отражения они не способны без монтажа. В любом случае, даже если говорить о голубом небе, то быстрее, проще и эффективнее это сделать с помощью фильтра во время съёмки.
PL-фильтры после 7-8 лет эксплуатации обычно приобретают желтоватый оттенок*. Это происходит потому, что поляризационная плёнка, которая входит в конструкцию этих фильтров, со временем стареет. Съёмка с такими фильтром может приводить к сдвигу цвета. Поэтому в конце срока службы рекомендуется купить новый поляризационный фильтр.
* Это усреднённая оценка. Срок службы фильтров зависит от частоты использования и условий хранения. Фильтры особенно чувствительны к теплу и ультрафиолетовым лучам; убедитесь, что они правильно хранятся.
* Фотографии, представленные в статье, являются работами-победителей в Международном конкурсе фотографий, сделанных с помощью фильтров (IFPC).